Думаю, многим знакома такая ситуация, когда наказав ребенка за какую-то шалость или плохой поступок, Вы не находите себе место и начинаете обвинять в случившемся только себя. Давайте поговорим о том, следует ли в воспитание детей применять наказания и какие? Как эта мера воздействия может повлиять на психику ребенка. Как писал педагог Макаренко: "Наказание - это очень сложная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности". Действительно, наказывать нужно правильно, а главное заслуженно. Сначала, давайте разберемся, что такое наказание и с чем его едят?
Наказание - метод педагогического
воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки,
тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. Суть наказания
заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния,
проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие
выводы. Для того, чтобы метод наказания достигал педагогического
воздействия, родителям необходимо соблюдать некоторые принципы и
правила.
- Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
- Наказание никогда не должно вредить здоровью.
- Если есть сомнения, наказывать или нет –
не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай»,
даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
- За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
- Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
- Наказан – значит, прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
- Любое наказание не должно
сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы
взрослого над слабостью ребенка.
- Ребенок не может не огорчать – это
нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не
стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в
страхе перед наказанием.
- Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
- Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Педагогические требования к применению наказаний:
- Уважение к детям. Не ровный голос
требуется от родителя, когда он наказывает ребёнка за серьёзный
проступок, а уважение к ребёнку и такт.
- Последовательность. Сила и
эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются
часто, поэтому не следует быть расточительным на наказания.
- Учёт возрастных и индивидуальных
особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за
грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и
юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал
это преднамеренно.
- Справедливость. Нельзя наказывать
«сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы
поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей,
резко ухудшают их отношение к родителям.
- Соответствие между отрицательным поступком и наказанием.
- Значимость. Наказание должно быть
значимым для ребёнка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для
прерывания нежелательного поведения.
- Твёрдость. Если наказание объявлено, то не следует его отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость.
- Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.
Вопрос наказания является самым давним у человечества. Родители
наказывали детей тысячи лет назад, наказывают и сейчас. В священной
книге ацтеков описаны наказания, которые применяли к детям за нарушения
религиозных и этических норм. В древности наказания применялись для
того, чтобы заставить ребёнка бояться; не объяснять, а заставить
выполнять требования силой, угрозой, боязнью.В старину вопрос о том, применять ли телесные наказания для
воспитания детей, не ставился. Все древние народы считали применение
физических наказаний необходимым и очень полезным способом воспитания
детей. Еще Платон говорил: «ребенка гораздо труднее взять в руки, чем
любое другое живое существо. Ведь чем меньше разум ребенка направлен в
надлежащее русло, тем более становится он шаловливым, резвым и вдобавок
превосходит дерзостью все остальные существа. Поэтому надо обуздывать
его всевозможными средствами…».
Телесные наказания известны с древних времен. Их применяли во многих
странах мира. Пороли практически всех: рабов, наемных слуг,
нестарательных учеников различных учебных заведений и т.д. Экзекуция
детей считалась основным и действенным методом воспитания. В роли орудий
для битья могли выступать различные предметы: в школах это были
линейки, дома – кнуты. Розги являлись универсальным средством воспитания
отроков. Можно найти много трактатов, написанных в разные века учеными
людьми, о том, как правильно пороть не послушных малышей, как готовить
розги, куда и как лучше бить и даже, в какой день неделе порка будет
полезнее. Древние педагоги-воспитатели Киевской Руси и Московского княжества
тоже использовали телесные наказания в воспитательных целях, и вполне
успешно. В России идеи об отказе от телесных наказаний стали
высказываться только в середине XIX века. Например, Николай Иванович
Пирогов, знаменитый русский педагог и естествоиспытатель, в статье
«Нужно ли сечь детей?» доказывал, что применение телесных наказаний
(битье розгами) антипедагогично и должно быть отменено. Вместе с тем
Пирогов считал невозможным полностью обойтись без телесных наказаний, и
советовал применять розги только в исключительных случаях.
Международные опросы, которые проводились во многих странах мира,
показывают, что многие родители считают законным и даже необходимым
применение телесных наказаний в целях воспитания детей. Например, 90%
американских родителей не имеют ничего против порки. А какие формы наказания применяете вы?
Какие оказываются наиболее действенными? Как вы относитесь к телесным
наказаниям?
Всегда помните, телесные наказания унижают и запугивают
ребёнка. Они озлобляют его и ущемляют его достоинство. Если во время
воспитательного момента, родители не бьют, а обзывают ребенка гнусными
словами, то в этом тоже нет ничего хорошего. Только представьте, какие
чувства
испытывает ребёнок в момент наказания? Прежде чем наказывать ребёнка,
подумайте о его чувствах, переживаниях, о его эмоциональной сфере. Если ребёнка всё время наказывать, то каким он вырастет? Конечно, озлобленным, мстительным, обидчивым, боязливым. Поэтому
прежде всего нужно любить ребёнка, отдавать ему своё сердце, нежность,
ласку. Общаясь с ребёнком надо всё время помнить, что перед нами
живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький,
но он быстро растёт. Чрезмерными окриками, строгостью хорошего человека
не вырастить так как строгость вызывает ответную жестокость и лицемерие.
Не замахивайтесь ремнем над малышом, еще
старики говорили: замах хуже удара. Если вы все таки решили наказать
ребенка таким методом, сделайте это, но ласково, с любовью. Лично я против телесных наказаний в любых их проявлениях. Огромную ошибку совершают те родители, которые бьют ребенка рукой, а потом этой же рукой гладят по головке. Тем самым, такие родители утрачивают к себе детское доверия и приобретают затаившуюся ненависть.
Первый и главный совет: обращайте внимание не только на
отрицательное, но и на положительные стороны поведения ребёнка. Найдите
время хотя бы несколько раз в день сказать ребёнку добрые, ободряющие
слова. Нужно уметь не только наказывать, но и поощрять детей, хвалить их.
Давайте будем терпеливее с ними. Больше будем читать им интересные
книжки, вместе с ними играть. Ведь игра – это ведущий вид деятельности
ребёнка. В игре он познаёт окружающий мир, природу, учится общаться с
вами, развивается его речь, память. Радость, которую ваш малыш
испытывает в совместных делах – это основа добрых отношений с ребёнком, а
также залог соблюдения правил поведения и бесконфликтной дисциплины.
Наказывать лишением любви нельзя и очень глупо со стороны родителей! Больше хвалите и поощряйте детей, тогда они будут меньше вас огорчать. Самое дорогое для нас - это наши дети! Помните, нет плохих детей, есть плохие поступки.
|