Подросток пристрастился к
употреблению ненормативной лексики? Родителям стоит задуматься, в чем причина
такого пренебрежения к родному языку: неуверенность в себе, влияние
подростковой среды или бедный словарный запас.
Наверное, трудно встретить
ребенка, который говорил бы исключительно на литературном русском языке.
Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и если уж многие
взрослые солидные люди не пренебрегают его употреблением, стоит ли требовать
от школьников высокого слога? И как быть, если ребенок или подросток
пристрастился к употреблению ненормативной лексики?
В
чем прикол?
Лингвисты называют сленгом слова,
идущие вразрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно
прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику
заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.
Есть также выражения, которые, будучи вырванными из контекста, звучат вполне
литературно, например: "Не наезжай!" или "Не тормози!"
Интересно, что филологи и лингвисты относятся к
сленгу достаточно
миролюбиво и воспринимают его как естественный способ развития языка.
Некоторые филологи считают, что зарождение новых слов происходит в Москве и
Санкт-Петербурге, а затем они перемещаются на периферию. Процесс ознакомления
страны с неологизмами занимает в среднем полгода.
Для молодежного жаргона характерно постоянное обновление. Например, после
гражданской войны, во времена разрухи беспризорности, самыми
распространенными жаргонизмами были "буза" (шум, скандал,
беспорядок) и "лафа" (свободно и хорошо). В 60–70-е гг. XX века
появились такие слова, как "балдеть" (проводить время в бездействии
и праздности), "кадрить" (флиртовать), "потрясно" (очень
хорошо). Наблюдая за речью современного школьника, можно отметить, что все
они постепенно отходят в прошлое и заменяются другими.
С точки зрения психологии, сленг отражает образ жизни тех, кто его
употребляет. Например, наибольшее количество названий придумано для
обозначения человека и его внешности, одежды и досуга. Весьма скромный вклад
в молодежный жаргон вносят слова, относящиеся к учебе или работе.
Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно
употребляют сленг. Первая из них весьма печальна: школьникам просто не
хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.
Многие дети объясняют употребление жаргона стремлением к разнообразию: ведь
всегда говорить правильно так скучно! То есть нежелание следовать правилам,
придуманным взрослыми, распространяется и на речь.
Наконец, подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали
взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании или
"враждебному" молодежному течению. Если две последние причины
вполне объективны, то первую можно постараться устранить.
Предки,
не парьтесь!
Как же реагировать на странные и
грубоватые словечки, то и дело вырывающиеся из уст любимого чада? Большинство
психологов склоняется к тому, что увлечение молодежи сленгом – дурная, но
преходящая мода, как пирсинг или розовые шнурки в кроссовках. Своим осуждением
или запретами родители лишь делают жаргон еще более привлекательным.
Можно
воспользоваться более эффективными методами:
- Объясняйте ребенку
происхождение тех или иных слов. Возможно, школьник исключит из своего
лексикона некоторые жаргонизмы, узнав, что их употребляли воры и убийцы.
- Контролируйте собственную
речь. Многие взрослые сами частенько употребляют сленг в шутку или для
того, чтобы сократить дистанцию в общении с детьми. Ребенок может не
понимать этих мотивов и воспринимать высказывания родителей как языковую
норму.
- Поскольку молодежный сленг
активно проникает на телеэкраны, в рекламу и печатные издания, особое
внимание стоит уделить детским и молодежным передачам, книгам и
журналам. Постарайтесь выбирать для школьника те из них, которые в наименьшей
степени засорены жаргоном. Дети склонны копировать манеру поведения
любимых персонажей, и лучше, если это будут герои обучающих программ, а
не Симпсоны.
- Необходимо показать
подростку, что, кроме жаргона, в русском языке существует множество
других изобразительных средств, позволяющих сделать речь интересной,
яркой или смешной. Посоветуйте ему прочесть произведения М. Зощенко, Д.
Хармса, М. Булгакова.
- Попробуйте сыграть на
стремлении подростка выделяться среди сверстников. Так, для юношей будет
иметь значение тот факт, что девушек привлекают молодые люди с чистой
речью.
- Договоритесь с ребенком, в
каких ситуациях он не будет употреблять сленг: например, в разговоре с
вами, при младшем брате, в гостях и т.д. Подобные ограничения позволят
стимулировать развитие литературной речи.
Среди многочисленных вариантов
сленга есть одна довольно безобидная разновидность – слова, отражающие
содержание того или иного хобби молодежи. Например, терминология заядлых
компьютерщиков – это сплав правильно и неправильно переведенных англоязычных
терминов. Конечно, у многих из них существуют литературные русские аналоги
(допустим, не "винт", а "жесткий диск"), но, как правило,
они достаточно громоздки и неудобны в постоянном использовании. Отсюда
возникает тенденция к сокращению, упрощению слов.
К такой "профессиональной" лексике родителям стоит относиться с
пониманием – как к "килОметру" шоферов и "компАсу"
моряков.
Язык
подворотни
Современным родителям не
позавидуешь. Им приходится противостоять лавине ненормативной лексики,
которая обрушивается на ребенка со всех сторон: в общественном транспорте, с
экрана телевизора, из Интернета и общения со сверстниками. Если в речи
школьника проскальзывают не только нелепые и непонятные словечки, но и
матерные выражения, пора бить тревогу.
- Прежде всего, необходимо дать
понять ребенку, что не нормативная лексика потому и называется
нецензурной бранью, что занимает особую нишу в языке.
- Расскажите школьнику о том,
что традиционно матерные выражения не принято употреблять при детях,
женщинах, пожилых людях, в общественных местах и т.д.
- К сожалению, кроме как в
собственной семье, ребенку негде получить эту информацию. То, что он
видит и слышит вокруг, кричит об обратном: "Нет запретных слов!
Говори, что хочешь!"
- Не уставайте повторять
ребенку, что мат – язык людей необразованных, недалеких, опустившихся.
Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между
собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать свои примитивные
мысли. Человеку умному и начитанному нетрудно заменить нецензурное
выражение меткими синонимами.
- Не бойтесь демонстрировать
ребенку свое отвращение к ненормативной лексике. Обсуждая со школьником
тех или иных общих знакомых, как бы между прочим выразите сожаление о
том, что такой приятный человек часто позволяет себе "крепкое
словцо".
- Помогите ребенку подобрать
замену матерным выражениям – слова, которые он сможет употреблять в
минуты сильного волнения, удивления или испытывая боль. Для этой цели
хорошо подойдут выражения из других областей сленга: например,
"ешки-матрешки", "елы-палы" или "ешкин
кот".
Кроме нецензурной брани,
существуют несколько не менее опасных видов сленга, на которые стоит
обратить внимание. Речь идет о словах и выражениях, употребляемых в среде
алкоголиков, наркоманов, и нелестных эпитетах, отражающих национальную и
социальную нетерпимость. Заметив изобилие подобной лексики в речи ребенка,
необходимо выяснить, пытается ли он подражать кому-то, примеряя на себя
разные роли, или выражает собственные убеждения. В последнем случае важно
принять все возможные меры, чтобы не допустить погружения школьника в опасную
субкультуру.
Автор статьи Мария
Баулина, психолог
|